TUBOR производитель аккумуляторов для автомобиля
Корзина товаров
TUBOR - производитель акб для автомобилей и техники

«Серому» импорту конец. Почему неофициальные машины подорожают на 25%

Что изменится при покупке автомобилей из неофициальных партий, почему и насколько они подорожают после 1 апреля 2024 года

С 1 апреля 2024 года ввозимые в Россию по альтернативным каналам автомобили станут значительно дороже. Речь идет как о единичных партиях малоизвестных брендов, так и о более крупных поставках, которые продавцы все равно оформляли на физических лиц. Как объяснили Autonews.ru в Минпромторге, изменения направлены именно на создание равных условий для граждан и компаний, ввозящих в Россию транспортные средства, растаможенные в странах ЕАЭС, и тех, кто проходит эту процедуру в России с уплатой всех необходимых налогов и сборов.

Так, с 1 апреля в России исчезнет возможность ввозить новые автомобили с оформлением на физлиц без уплаты дополнительных платежей. В соответствии с постановлением правительства № 152, теперь при ввозе через российскую таможню за такие автомобили придется уплачивать все положенные акцизы и налоги. А если машина идет через страны Таможенного союза — уплачивать и утилизационный сбор (306 тыс. руб.). До этого момента физлица могли пользоваться определенными льготами, но теперь им фактически придется платить столько же, сколько и юрлицам. Объясняем, что теперь изменится и сколько будут стоить автомобили.

Почему машины по альтернативному импорту продают дешевле, чем официальные
В настоящее время в России разрешен параллельный импорт автомобилей — это означает, что модели ушедших из страны брендов дилеры могут ввозить без их разрешения. В Минпромторге уточнили, что эта возможность продлена до 31 декабря 2027 года для «обеспечения населения автомобилями различных сегментов рынка».

При этом представленные официально марки находятся под защитой: организовать их ввоз юрлица права не имеют. Например, ввозить неофициально автомобили Chery, Haval, Geely и ряда других брендов автосалоны без получения разрешения от марок права не имеют. Но на физлиц такие ограничения не действуют. Более того, при оформлении машин на физлиц до сих пор можно пользоваться рядом лазеек при оформлении, которые делают их цену ниже по сравнению с тем, что предлагают «официалы». Другое дело, что схемы эти серые. При этом иногда покупая такую машину якобы даже у дилера, клиент может остаться без гарантии. Многих это, впрочем, не смущает, поскольку разница может быть значительной. Ниже приведем сравнения цен из объявлений частников и небольших автосалонов с официально представленными в России моделями. По этим ориентирам можно составить представление о возможной разнице в цене, которую могут предоставить неофициальные продавцы на ряде интернет-площадок.

Почему автомобили у неофициальных дилеров дешевле
Ввозить автомобили в Россию с помощью различных схем, например, через Киргизию, не запрещено, объяснил с беседе с Autonews.ru независимый автоэксперт Сергей Бургазлиев. Однако он указал, что благодаря возможности декларировать заниженную таможенную стоимость автомобилей при ввозе в какую-либо из стран ЕАЭС, последующее таможенное оформления при ввозе автомобилей из этой страны в Россию рассчитывалось исходя из указанных ранее заниженных данных о ценах. При этом российская ФТС была обязана использовать именно эти данные, так как товар уже был введен в оборот на территории страны-члена ЕАЭС.

«Складывалась ситуация, когда автомобили, ввезенные по такой схеме, стоили в России дешевле, чем официально поставляемые российскими представительствам», — говорит эксперт.

Теперь, по его мнению, поток поставок автомобилей из Киргизии или Казахстана полностью не прекратится. Однако теперь не будет возможности растаможить автомобиль при ввозе в Россию по заниженной стоимости.
«Это приведет к повышению цен на автомобили, ввозимые по такой схеме и, безусловно, снизит интерес покупателей и сократит объект поставок. В большей степени это затронет те автомобили, которые можно отнести к «бизнес» и «премиум» сегменту. Чем выше была стоимость автомобиля, тем больше старались ее занизить, но теперь, соответственно, они существеннее вырастут в цене», — отметил Бургазлиев.

По его оценкам, цены в России на подобные автомобили в среднем вырастут примерно на 22–25%.

В свою очередь директор по маркетингу и рекламе компании «МИР-ДИСТРИБЬЮТОР», официального дистрибьютора MG Motor в России Дарья Сапунова подтвердила, что изменения затронут именно неофициальные поставки: серый импорт, когда автомобиль ввозит физическое лицо. Участница рынка привела пример подобной схемы, которая перестанет работать после 1 апреля 2024 года.

Допустим, гражданин России купил себе автомобиль за 10 000 у.е. в ОАЭ. Как ввезти его в Россию и поставить на учет? Поскольку в данном случае физическое лицо ввозит машину из страны, не входящей в ЕАЭС, придется заплатить примерно 48% от таможенной стоимости автомобиля. При этом речь идет о стоимости не ниже статистической таможенной стоимости машины. То есть, если в инвойсе, документе, подтверждающем факт покупки и стоимость автомобиля, указана цена 10 000 у.е., а статистическая стоимость машины 20 000 у. е., платежи все равно начисляют с суммы 20 000 у.е. Таким образом, сумма платежа в данном случае составит 9 600 у.е. (48% от 20 000 у.е.).

Сейчас, как уточнила Сапунова, существует альтернативный вариант ввоза автомобилей по серой схеме — через страны ЕАЭС. То есть автомобиль сначала приезжает, к примеру, в Киргизию, там оплачиваются все таможенные пошлины, а затем машина едет в Россию.

«Экономия в таком случае обеспечивается благодаря тому, что в странах ЕАЭС отсутствует статистическая таможенная стоимость авто и все расчеты производятся от суммы, указанной в инвойсе. Помимо этого, в странах ЕАЭС более низкие процент НДС и другие платежи, которые обязательны при ввозе машины. То есть при использовании этой схемы человек заплатит примерно 2 000 у.е. (20% от 10 000 у. е.), в том числе фиксированный утилизационный сбор», — отметила она.

После 1 апреля при ввозе автомобилей в Россию через страны ЕАЭС будут контролироваться выплаты, совершенные при ввозе машин в страны ЕАЭС, и при обнаружении «недоплаты» владелец автомобиля будет обязан ее возместить.

«В нашей ситуации, когда человек ввозит в Россию через страны ЕАЭС машину стоимостью 10 000 у.е., сначала придется заплатить 2 000 у.е. при ввозе автомобиля в страну ЕАЭС. Затем, при ввозе машины в Россию через ЕАЭС, будет происходить такой же расчет, как при ввозе машин из других стран, а разницу между финальной и уже выплаченной суммой придется оплатить. В нашем случае сумма доплаты составит 7600 у.е. (9 600 минус 2 000). Таким образом, экономии при ввозе серых автомобилей через страны ЕАЭС уже не будет», — объяснила свой пример эксперт.

Оценить среднюю сумму такой доплаты эксперт затруднилась. По ее словам, все расчеты индивидуальны и зависят от стоимости автомобиля, указанной в инвойсе, и статистической таможенной стоимости машины.

«Данные меры направлены в первую очередь на поддержку официальных дистрибьюторов автомобилей. Это постановление не должно повлиять на их деятельность, поскольку официальные представители производителей ввозят автомобили в России легально и уплачивают все таможенные пошлины на территории страны. Напротив, рынок будет урегулирован, и количество серых поставок должно сократиться», — считает участница рынка.

В заключение Сапунова предупредила, что официальные дилеры и дистрибьюторы, как правило, поддерживают гарантию только на официально ввезенные автомобили. Гарантийное обслуживание серых автомобилей дилеры в России не поддерживают.

Источник